Современные подходы к обучению ориентированы на ученика, его интересы, индивидуальные способности и возможности. Традиционное обучение центрировано не на ученике, а на учителе. Эти отличия проявляются в различных подходах к содержанию образования, методике и технологиям обучения, атмосфере в классе, подходам к оценке. Современные школы должны не только готовить работников на существующие сегодня рабочие места. Учителя должны ориентироваться в том, как школьники и их семьи используют информационные технологии в своей повседневной жизни.
Поэтому изменились требования к образовательным результатам. Эти требования зафиксированы в новых Федеральных государственных образовательных стандартах .
Сравните современный подход к обучению, в центре которого находится личность ученика и традиционный. Сформулировать основные отличия в содержании, методике преподавания, атмосфере в классе, оценке деятельности учеников и технологиям. Напишите, почему или чем личностно-ориентированный подход к обучению привлекает учеников. Итак:
В комментариях сравните подходы к обучению по любому параметру и отметьте, чем современный, личностно-ориентированный подход к обучению привлекает учеников?
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, в котором идёт учёт возможностей и способностей обучающихся, создаются условия для развития их индивидуальных особенностей.
ОтветитьУдалитьУчащиеся активны, проявляют интерес к деятельности, учатся её организовывать и координировать. В процессе такого обучения учащиеся имеют возможность выбрать цели, содержание, форму организации деятельности, а также творчески подойти к решению той или иной задачи, то есть имеют возможность к самовыражению.
Сравнивать традиционный и личностно – ориентированный подход можно по многим параметрам. Лично меня привлекает во втором следующие моменты: индивидуальный подход и возможность постановки проблемы, которую студенты должны решить, самостоятельно определив цели и поставив перед собой задачи. Вся прелесть заключается в том, что преподаватель в это время лишь помогает, координируя и консультируя, организовывает и направляет студента. В результате студенты активизируются, у них появляется интерес к деятельности, они учатся мыслить, а главное учатся разговаривать, грамотно и рассуждая. Также у преподавателей появляется огромный выбор формы проведения урока, это могут быть игры, семинары, диспуты и т.д. В результате этой «необычной» деятельности у студентов формируются такие навыки как сотрудничество, доверительность и открытость. Эти и многие другие факторы привлекают и студентов.
ОтветитьУдалитьВ основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.Что же такое личностный подход?
ОтветитьУдалитьЛичностный подход - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Основные отличия современного подхода к обучению от традиционного, заключаются в следующем:
ОтветитьУдалить-главный результат образования- не отдельные знания, умения, навыки, а способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
-нацеленность на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей, осознание границ компетентности и некомпетентности.
-становление личностной позиции учащегося, формирование у него ценностного отношения к знанию, к своей деятельности вследствие осмысления образовательного процесса.
-возможность индивидуализированной оценки ученика, вне сравнения с едиными нормами оценки.
Отличие в содержании образования:
-отбор заданий, личностно-значимых для учеников;
-использование открытых заданий. не имеющих однозначных правильны х ответов; заданий с неопределённым результатом; заданий с избыточными данными и противоречивыми условиями.
-использование практико-ориентированных ситуаций, которые имеют социальное значение.
Отличие на уровне организации процесса обучения:
-преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся; возможность создания учениками собственного образовательного продукта;
-реализация индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;
-организация презентации и защиты учениками своих достижений, полученных результатов;
-расширение образовательного пространства за счёт информационных технологий( Интернет)
- развитие познавательной ,социальной, психологической, индивидуальной, коллективной рефлексии учащихся;
- персональная система оценивания, учитывающая возможности и цели каждого ученика.
Чем же личностно-ориентированный подход привлекает учеников?
Я считаю ,привлекает учеников развитие положительной самооценки, толерантности.
Также привлекает поощрение их творчества и инициативности, умение работать в группе, развитие навыков сотрудничества, а не конкуренции.
Традиционную школу отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся. Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика.Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.
ОтветитьУдалитьЦель современного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций ребенка: способность к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; формирование образа “Я”; ответственность; умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Я считаю, что в современном обучении школьников привлекает возможность проявить себя, как личность, показать на практике свои реальные возможности и способности, а также создание собственных индивидуальных проектов, более интересная организация уроков.
Личностно-ориентированный подход привлекает учителя тем, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Таким образом, материал усваивается лучше.
ОтветитьУдалитьЛичностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов ребенка. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия для развития уникальных личностных качеств ребенка.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида.
Из опыта работы известно, что не каждому учащемуся удается легко овладевать материалом урока. Поэтому подбор упражнений с учетом индивидуальных особенностей учащихся-выход из ситуации.
Ученикам нравится то, что они могут выбрать задание, а не выполнять данное учителем. Немаловажно при лично-ориентированном подходе то, что учитель поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения заданий, стремится выявить реальные интересы детей, ведет индивидуальную работу с каждым ребенком, помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Атмосфера доброжелательности и делового сотрудничества, как показывает практика, нравится учащимся больше, чем традиционная форма подачи материала. При этом учитель – наблюдатель, который создает возможности для применения знаний учеников.
На мой взгляд, личностно-ориентированный подход к обучению способствует развитию умений и навыков каждого учащегося.
Личностно-ориентированное обучение отличается от традиционного тем, что меняются методы преподавания, способ и степень взаимодействия учителя с учеником.
ОтветитьУдалитьРебенок находится в центре внимания и учитель сразу видит все его успехи и неудачи в связи с чем корректирует процесс обучения, в отличие от традиционной системы.
Личностно-ориентированный подход привлекает меня, как учителя тем, что ученик – главное действующее лицо всего учебного процесса. Я считаю, что в современном обучении учеников привлекает возможность проявить себя, как личность, показать свои реальные способности. Ученикам прежде всего нравится то, что они имеют неограниченный доступ к различным источникам информации различного уровня и достоинства и возможность выбирать из предлагаемых учителем видов деятельности, используют разнообразные технологии для исследований, коммуникации и получения новых знаний. Им нравится атмосфера урока, т.к. часто работают вместе друг с другом и делят ответственность за результаты проделанной работы. Я считаю, что личностно-ориентированный подход к обучению способствует развитию навыков и умений учащихся.
ОтветитьУдалитьЛичностно-ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках нетрудно создать конкретные субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения, что может помочь решению актуальнейшей проблемы: преодолению опасности роста учебных нагрузок при сокращении числа часов, отводимых на изучение . Очевидно, что экстенсивным путём (увеличение объёма домашних заданий и т.д.) решать её невозможно, необходимы новые подходы к обучению, и один из наиболее эффективных, с нашей точки зрения, - личностно ориентированный подход, как основа традиционного обучения.
ОтветитьУдалитьЛичностно-ориентированный подход в преподавании направлен на обучение, развитие и воспитание ребенка с учетом его индивидуальных качеств. В отличие от традиционного, он создает все необходимые условия для раскрытия детских способностей и их совершенствование, обеспечивает личностный рост и не подгоняет всех под один стандарт. Ориентированные на личность технологии прямо противоположны авторитарным и обездушенным принципам обучения и во главу угла ставят ребенка как самобытного и самоценного индивидуума.
ОтветитьУдалитьОсновные отличия личностно-ориентированного подхода в обучении:
• Создание в классе атмосферы любви, заботы и взаимодействия;
• Ориентирование на конкретного ученика, а не на средний показатель успеваемости;
• Взаимоуважение и поддержка;
• Поиск лучших личностных качеств и их развитие;
• Разделение школьников на группы по уровню знаний, способностям и профессиональной направленности;
• Построение такой формы организации урока, при которой происходит не столько сообщение и проверка знаний учащихся, сколько выявление их опыта по отношению к изучаемой теме и его анализировании;
• Акцентирование внимания на интересах ученика и волнующих его проблемах;
• Подача материала в таком виде, который побуждает учеников к выражению собственного мнения;
• Поощрение, стимулирование и мотивация к учебе;
• Предоставление ребенку права выбора в процессе обучения;
• Создание условий для формирования у ребенка собственного мнения, вселение в него уверенности.
Одним из плюсов личностно-ориентированного подхода в обучении является возможность обучающемуся следовать своему темпу выполнения задания. В работу включается каждый ученик. И каждый получает хороший результат (Любой темперамент имеет свои плюсы и минусы). Обстановка становится более комфортная. Изменяется тип взаимодействия ученика и учителя.
ОтветитьУдалитьСовременный личностно-ориентированный подход к обучению привлекает учеников тем, что ребенку предоставляется возможность к самоутверждению. Для этого учитель должен поощрять стремления ребенка, помогать обнаруживать ошибки, доброжелательно обсуждать плохие поступки, поддерживать эмоциональное благополучие ученика. Осуждать поступок, но уважать личность. Меняется взаимоотношения между учеником и учителем.
ОтветитьУдалить• Личностно – ориентированный подход - это, в первую очередь, комплексное образование, при котором педагог содействует развитию как индивидуальности ученика, так и его субъективных качеств.
ОтветитьУдалить• Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что ребенок не просто получает информацию (знания), но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей.
Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.
Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
ОтветитьУдалитьИменно личностно-ориентированная модель воспитательного процесса ставит своей целью развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей, содействование становлению личности. На мой взгляд, лишь взаимодействие педагога с детьми, построенное в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействует созданию эмоционально комфортного климата в группе который, необходим ребенку.
За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
ОтветитьУдалитьЛичностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
способность человека к выбору;
умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
поиск смысла жизни, творчество;
формирование образа “Я”;
ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Ученик может раскрыть свою индивидуальноть, а не работать по шаблону, поэтому этот подход наиболее интересен